Sara Baras espectaculЃ CarmenС момента происхождения фламенко пережило длинную историю, которая и привела к тому что мы видим сейчас. Из патио, кузниц и фабрик, фламенко переместилось в музыкальные кафе(cafe cantante) и на большие площадки. Искусство перенесло несомненный подрыв – из -за массовости фламенко стало немного поверхностным. С середины XX века искусство начало расцветать, что и продолжается до сегодняшнего дня.

Примитивный этап.

(С середины XVIII века до середины XIX)

Уже в эти года начинают существовать цыганские поселения в пригородах Севильи, Хереса, Гранада, Утреры и Кадиса, и на праздники они объединяются чтобы петь и танцевать. Также цыгане работают в качестве сезонных рабочих в деревенских усадьбах и по ночам или в праздничные дни, устраивают представления с песнями и танцами.

Первые певцами на этот этапе была El Planeta (ее куплеты о звездах и небе) и El Fillo, который запомнился современникам своим мрачным, гортанным и хриплым голосом, что впоследствии стало непременной характеристикой пения(cante) jondo.

Эпоха кафе cantante.

(С середины XIX до 20-ых годов)

В этот период фламенко распространилось по миру, в то время как раньше оно было доступно лишь ограниченным социальным слоям. Танец фламенко достиг своего апогея во многом благодаря cafe cantante, где кроме еды и напитков предлагали послушать и посмотреть искусство танца и пения фламенко. Севилья и Кадис -первые андалузские города, где открываются подобные места, чуть позже cafe cantante были в других испанских городах таких, как Мадрид и Барселона. Спектакли проводились бесплатно.

Как только в первый раз было оплачено пение – конкуренция возросла: появились различные школы пения фламенко и аккомпанемента. Некоторые думали, что профессиональный характер наносит вред примитивной цыганско- андалузской песни, и организовали в Гранаде Национальный Конкурс Сante Jondo 1922, главным инициатором которого был Мануэль де Фалья(Manuel de Falla), но это не смогло заинтересовать народ. Некоторые фигуры этой золотой эпохи Silverio, El Nitri, Enrique el Mellizo, Manuel Torre o Antonio Chacon.

Опера фламенко.

(С середины 20-ых годы до конца 50)

Название проистекает из экономических мотивов, так как фламенко затмило оперу по посещаемости. Профессиональные импресарио организовывали спектакли на аренах для боя быков и больших театрах, и турне по городам Испания. Многие считали этот период как злосчастный для фламенко цыганское пение презирается, теряется вкус к истинному, фанданго становится королем песни – ценится поверхностное. Самым известным певцом того времени был Пепе Марчена (Pepe Marchena).

Переоценка фламенко.

(С 1954 по нынешнее время)

В середине пятидесятых переоценивается фламенко. Издается первая Антология Песни cante во Франции Hispavox. Гонсалес Климет печатает его книгу “Изучение фламенко” и в 1956 проводится первый Национальный Конкурс Искусства фламенко в Кордове. Фламенко открылось большой публике, не теряя своей сущности. Начались фестивали на свежем воздухе, на которых делили награды сразу несколько артистов. Antonio Mairena был инициатором этого процесса.

Экономический расцвет шестидесятых и рост туризма поспособствовали размножению таблао (tablaos -как модернизация бывшего cafe cantante). В основе спектакля лежал танец, и публика , в основном иностранцы сыграла свою роль интернационализации фламенко. Другой составляющей частью распространения стал cd диск. Театры превратились в важных распространителей фламенко начиная с 70. Спектакли идут на сценах Испании и по всему миру.

Susana Navalon
A fondo